ПОНИМАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Встретились два директора советского и японского предприятий. Предприятия изготавливают совершенно одинаковую продукцию и в одинаковом объеме. Директор нашего завода спрашивает:
- Сколько у тебя людей работает?
- Девять. А у тебя?
У нашего вообще-то пятьсот, но он говорит:
- Десять!
На следующий день японец спрашивает:
- Слушай, я всю ночь думал и никак не могу понять: что у тебя этот десятый делает?
Японскому директору трудно понять советское управление. Нашему директору приходится заниматься этим едва ли не ежедневно.
Трудности в понимании управления возникают из-за многообразного представления этого явления в языке. Уже в советские времена были распространены такие понятия как «руководство» и «управление». Позднее вся экономика была названа «командной». Затем появился заимствованный из западного опыта «менеджмент». Возникает вопрос: как все это понять, почему так много названий для казалось бы одной и той же деятельности?
Что общего между этими понятиями? Все они обозначают воздействие на людей. Для чего необходимо воздействие? Очевидно для выполнения людьми определенных действий. А зачем нужны сами действия? В общем случае для решения жизненных задач народа.
Почему же недостаточно одно термина «управление»? Очевидно, есть различия или, скажем, оттенки в действиях командира, руководителя, менеджера. Понимание этих различий, оттенков может дать больше возможностей для малозатратного управления, в том числе управления изменением.
Для того чтобы верно понять управление и его существующие в настоящее время формы можно искать ответы на такие вопросы:
· почему необходимо управление, откуда в нем необходимость?
· кому и для чего необходимо управление, что оно дает?
· что такое управление, командование, руководство, менеджмент, чем
они отличаются?
· как устроено управление как деятельность?
Откуда возникает необходимость в управлении людьми?
Самым древним названием управляющего является «вож», «вожатый», а позднее «вождь», поскольку одной из наиболее важных жизненных задач племени была задача «найти пространство, пригодное для жизни». И нужен был человек, ведущий туда. Вождь – тот, кто знает куда идти и направляющий соплеменников. Или умело делающий вид, что знает.
Рис. 1.Группа есть средство вождя для решения задачи
Важно было также защитить свое жизненное пространство. Возникла задача «командовать группой защитников» по поручению вождя. Выделилась позиция «командир» - тот, кто объединяет и направляет группу в бою.
А для того, чтобы обеспечивать ежедневные жизненные потребности племени, необходимо было решать другие задачи: «снабжать пищей», «снабжать топливом для костра», то есть делать Дело.
Возникла позиция «руководитель группы Дела» - тот, кто лучше знает как делать данное Дело и берет на себя ответственность перед вождем и племенем.
Рис.2. Чем больше людей организованы в группы дела,
тем больше дел может быть сделано для народа,
но тем больше нужно руководителей
Какие особенности мира и человека, людей требуют управления, какое противоречие разрешается при наличии управляющего?
Важнейшая особенность Мира, окружающего нас, его изменчивость. Изменяющийся Мир создает все новые обстоятельства, в которых необходимо решать жизненные задачи. Еще вчера было так много оленей, а сегодня охотники возвращаются без добычи, говорят «олени ушли». Совсем недавно зарплаты хватало и на водку, и на колбасу, а в этом году не хватает даже на хлеб.
Необходимость в управлении создает изменчивость Мира, в котором существует человек. Изменяющийся Мир требует согласовывать действия человека с новыми обстоятельствами. Те, кто не могут согласоваться, адаптироваться – вымирают и в переносном смысле и в прямом.
Самая важная особенность человека – уникальность каждого, его неповторимость. Если бы все были одинаковы, то и действовали бы одним способом и не возникло бы проблем – все бы вымерли друг за другом.
Из уникальности каждого человека следует трудность в их согласовании: один – сильнее, другой - слабее, один быстро все понимает, другой – медленно. Как им договориться о способе выполнения Дела? Один предлагает действовать медленно и осторожно, другой - незамедлительно и быстро.
Уникальность каждого человека благо – она создает больше возможностей для реагирования на угрозы внешней среды. Уникальность каждого человека – преграда, когда приходится вместе и быстро воплощать возможности в реальность.
Необходимость в управлении следует из уникальности каждого из людей и трудности их согласования при выполнения Дела.
Итак, необходимость в управлении возникает по следующим причинам:
а) из-за изменчивости Мира, окружающего людей, требующего решать жизненные задачи в согласии с этими изменениями;
б) из-за уникальности людей и необходимости их согласования между собой для решения жизненных задач.
Для чего необходимо управление
Предположим, что какое-то племя лишилось вождя. Значит ли это, что жизненные задачи не будут решаться? Очевидно, что будут.
А как именно? Будут споры, драки, выяснение: кто прав, чей способ действий более правильный. То есть будет тратиться дополнительное время на согласование мнений людей. И все это время люди будут голодать из-за несогласованности охотников, или будет сидеть в холоде, поскольку снабженцы не обеспечили достаточный запас дров. И все равно, эти задачи будут как-то решаться. Все равно охотники рано или поздно договорятся, а снабженцы научатся рассчитывать необходимый запас дров. Но за отсутствие управления племя заплатит временем голодной и холодной жизни, либо исчезнет с лица Земли.
Управление необходимо для своевременного и малозатратного решения жизненных задач. Можно, сказать – для экономичной жизни!
Но возможна и такая ситуация: управитель есть, а жизненные задачи народа или не решаются или решаются неудовлетворительным для него способом.
Хорошо, если народ может избрать себе нового управителя. А если не может, тогда ему остается только искать себе нового управителя. А если не может, тогда ему остается только прозябать в нищете или восстать для того, чтобы новый человек стал управителем.
Что есть «управление»
Словари определяют понятие «управление» не слишком внятно, например так: «деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти». При этом самая суть управления как деятельности остается непонятной.
Понятием «управлять» авторы словаря обозначили действия: «руководить, распоряжаться, направлять деятельность, работу кого-нибудь»,
а также «направлять чьи-либо поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом». Но что именно надо делать, чтобы направлять – не указывается. Несколько приоткрывает смысл понятие «управа» - «возможность сладить, управиться с кем-нибудь, сила, ограничивающая чье-нибудь своеволие, беззаконие».
Понятие «руководить» определяется как «направлять, наставлять, вести по какому-нибудь пути, учить, как следует действовать» и во втором значении опять-таки «управлять, заведовать». Действительно, руководителю приходится «учить, как следует действовать», но не только учение есть суть руководства. Создается впечатление, что «управлять» и «руководить» есть синонимы, обозначающие одно и то же. Так они и понимались в советские времена большинством руководителей.
Но уже в 60-е годы 20 века советский философ и социальный технолог Г.П.Щедровицкий писал:
«…Несмотря на то, что всякий человек, имеющий опыт руководящей работы, наверное, достаточно хорошо чувствует разницу между руководством и управлением, в теоретическом осознании и в практике организационной работы это различие не всегда фиксируется и учитывается.
А между тем правильная организация деятельности и эффективное управление ее развитием возможны только при четком различении и организационном разделении деятельности руководства и деятельности управления».
Г.П.Щедровицкий четко разделил «руководство» и «управление»:
«…Деятельность руководства может осуществляться только в рамках и посредством административных структур. В чистом виде она возможна только в тех случаях, когда подчиненные системы не имеют собственного независимого функционирования, не ставят перед собой самостоятельных целей и задач, а, наоборот, целиком и полностью принимают цели и задачи руководящих органов.
Деятельность управления, напротив, осуществляется в тех случаях (и в тех границах), когда подчиненные системы обладают собственным функционированием (или даже развитием) и управляющий орган не связан с ними непосредственными административными связями;
управляемые объекты всегда имеют собственное «естественное» функционирование, свои собственные «внутренние» цели и не могут отказаться достижения их, не разрушив при этом самих себя. Таким образом, управляемая система всегда является относительно независимой от управляющей, и управляющая система должна достигать своих целей в отношении управляемой системы, несмотря на эту независимость и с учетом ее».
И далее:
«Отсутствие четкого методологического и теоретического осознания различий между руководством и управлением приводит ко многим смешениям, отрицательно сказывающимся на практике организации и управления. Нередко прямое руководство распространяется на те области, где оно уже не может действовать, а средства и методы управления которые были бы эффективными в подобных условиях и быстро привели к достижению поставленных целей, не разрабатываются, и соответственно этому в тех областях, где нужны организационные структуры управления, создаются организационные структуры руководства, порождающие излишний бюрократизм и тормозящие естественные и прогрессивные процессы развития деятельности».
Становится понятным различие между руководителем и управляющим: первый действует в предположении, что подчиненные не имеют собственной жизни и деятельности и всецело подчинены ему, поэтому ими можно командовать, направлять, учить.
Управляющим может стать тот, кто понимает, что люди, с которыми надо решать жизненные задачи, имеют собственные цели, собственную жизнь и деятельность и надо это учитывать, если хочешь достичь необходимых результатов в своем Деле.
И с другой стороны: если группа людей или народ в целом не имеет или не хочет иметь собственных целей, собственного Дела, собственной деятельности и ждет указаний сверху, тогда рано или поздно появляется тот, кто начинает ими командовать, руководить для достижения собственных целей, прикрываясь благом для других.
В энциклопедиях Интернет можно обнаружить следующие определения понятия «управление»:
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Нас интересует определение управления как деятельности, но не просто «обеспечивающей …путем преобразования ресурсов на входе», а направленной, осмысленной и гарантирующей определенный результат.
Критически рассмотрев определения предшественников, представим для критики собственное определение:
Управление – есть осознанные действия управляющего
по согласованию потребностей и возможностей людей
в решении задач общественного воспроизводства ценностей.
Здесь указана сфера: общественное воспроизводство ценностей, охватывающая любую полезную деятельность в обществе. Указана цель Управляющего – согласование потребностей и возможностей людей. А значит можно проверить: продуктивна ли деятельность Управляющего? Если согласованность людей и организаций возросла – значит продуктивна, а если внесены разброд и шатания – деструктивна.
Это не значит, что как временная мера не может быть использовано рассогласование, проблематизация группы или человека. Но конечной целью всегда является согласование. Можно сказать, что продуктом грамотной деятельности Управляющего является организация – группа людей, согласованно выполняющих порученное или выбранное ими Дело.
Начиная с этого места мы будем различать: управление как общее название деятельности по изменению состояния людей, включающее в себя командование, руководство, менеджмент, и Управление С Большой Буквы, как особую деятельность человека, сознательно управляющего людьми и учитывающего не только свои собственные, не только общественные, но и потребности и возможности тех, кем он управляет.
Очевидно, что на деятельность Управляющего накладываются определенные ограничения, а это требует от него умения творчески разрешать возникающие противоречия между потребностями, возможностями и необходимостью. Сложности Управляющего возникают именно по причине необходимости выяснения и учета ограничений, накладываемых на его действия.
Рис. 3 Отличие в Управлении и руководстве
Типовые формы формы управления
Командир.
Командир – назначенный человек, которому в полное подчинение даны
люди для защиты жизненного пространства от врагов.
Подчиненные командира знают, что они всецело отданы командиру и он может распоряжаться даже их жизнями. Такое право ему дано вождем, а вождю это право дано народом. Отношения командира и подчиненных регламентированы Уставом.
Главная функция подразделения – выполнение поставленных задач по защите территории или объекта.
Главная функция командира – готовить подразделение к выполнению задач по защите с минимальными потерями.
Показатель качества работы подразделения – уровень выполненных задач по защите. Если он растет, то растет качество подразделения и его работы.
Показатель качества работы командира – степень готовности подразделения к выполнению задач защиты. Если подразделение становится все более готовым, способным мастерски решать задачи, - значит командир работает нормально.
Руководитель (директор).
Отношения руководителя и подчиненных регламентированы договором. Очевидно, что руководитель более ограничен, чем командир. У него меньше возможностей для использования людей. Ответственность руководителя часто не меньше чем у командира. От его действий также могут зависеть жизни людей. Разрешая противоречие между ответственностью за решение задачи и ограниченностью возможностей, руководители часто используют средства командования: приказ, наказание.
Трудности в понимании работы руководителя возникают по той причине, что они используют широкий спектр воздействий: от средств командования до средств Управления. Тем не менее, можно выделить типовые характеристики руководства. Мы опишем их в применении к типичному руководству, советского периода.
Главная функция подразделения – выполнить задание, в общем случае – план.
Главная функция руководителя – обеспечить (!!! – именно так чаще всего формулируется главная функция) выполнение плана, задания любой ценой. Иногда определяется так: «Общее руководство подразделением» и за этим может иметься в виду все, что угодно. Плата за невыполнение – лишение поста, но не всегда понижение в должности.
Показатель качества работы подразделения – удовлетворенный (не важно чем) потребитель, как правило, вышестоящий руководитель.
Показатель качества работы руководителя – удовлетворенный вышестоящий руководитель.
Менеджер (обученный в классической школе менеджмента).
Это назначенный специалист, работающий по контракту, осмысленно
заключенному между ним и работодателем. В контракте четко прописаны его обязанности и условия их выполнения, а также ресурсы, необходимые для его деятельности.
Главная функция подразделения – поставлять продукт потребителю, обозначенному в договоре и в штатном расписании.
Главная функция менеджера – согласовать потребителя и исполнителей для поставки продукта с минимальными затратами ресурсов.
Показатель качества работы подразделения – удовлетворенный потребитель.
Показатель качества работы менеджера – согласованность исполнителей. Чем выше согласованность их между собой и с Делом, тем дольше они могут работать без вмешательства руководителя.
Классический менеджмент и хорошо обученный менеджер учитывают смысл английского слова management, стоящий на пятом месте: «осторожное, бережное, чуткое отношение (к людям)». К сожалению, в русском понятии «руководство» и практической деятельности руководителей этот смысл как-то малозаметен.
Управляющий
Эта позиция может показаться в большой степени нереальной,
гипотетической. Нам встречались лишь единичные примеры тех, кого можно смело отнести к Управляющим. Вот их характеристики.
Главная функция подразделения – поставлять продукт потребителю в соответствии с его реальными требованиями и запросами, а не только с нормами договора.
Главная функция Управляющего – готовить подразделение к решению новых задач. А для этого ему надо понимать: какие задачи вскоре возникнут и как к ним готовиться. Прежде всего ему нужно быть готовым самому.
Показатель качества работы подразделения – удовлетворенный потребитель (степень удовлетворенности растет).
Показатель качества работы Управляющего – рост согласованности исполнителей между собой и с новыми Делами, можно сказать рост степени автономности, независимости подразделения от Управляющего. Как идеал – высший показатель качества работы Управляющего – подразделение или народ, свободно действующий и живущий без него.
Именно об этом писал Лао Цзы в своем бессмертном произведении Дао Дэ Цзин:
Реки и моря властвуют над равнинами
Потому что текут вниз.
Потому и властвуют
Хочешь возвыситься среди народа –
стань ниже всех.
Хочешь возглавить людей –
встань позади всех.
Мудрый возвышается над людьми,
А им не в тягость,
Идет впереди,
А им не обидно.
Его с радостью выдвигают,
От него не отступают,
Он ни с кем не соперничает
Потому непобедим.
Структура управления как деятельности
Структуру управления можно описать как последовательность задач,
необходимых и достаточных для осуществления деятельности, как самого управляющего, так и его подразделения.
Рис.4. Цикл деятельности в управлении
как последовательность задач
Можно видеть, что 4/5 деятельности управляющего составляет интеллектуальная деятельность и только 1/5 – непосредственное взаимодействие с исполнителями. Это не означает, что исполнители не могут привлекаться к интеллектуальной деятельности. Важно лишь верно организовать эту коллективную деятельность, сделать ее целенаправленной и продуктивной.
ВЫВОДЫ
1. Управление считается сложным для понимания из-за многообразного его представления в культуре.
2. Нужда в управлении возникает тогда, когда у людей нет способности договориться о разделении функций при выполнении Дела, либо сложность Дела так велика, что требуется специальная работа по его дроблению на отдельные задачи исполнителям.
3. Нужда в управлении возникает из-за изменчивости среды, окружающей людей и потребности в регулярном решении жизненных задач.
4. Управление необходимо для экономии времени, сил, ресурсов при решении жизненных задач, в конечном итого – для выживания.
5. Необходимо различать формы управления: командование, руководство, менеджмент, Управление.
6. Управление – деятельность Управляющего, осознающего потребности и возможности исполнителей, а также ограниченность собственных возможностей. Именно тогда возникает необходимость в творческом подходе к решению задач.
7. Структура задач управления: анализ ситуации – целеполагание – планирование – реализация плана – анализ деятельности. Каждая задача имеет свой продукт.
ПРАКТИКА
1. Ваше управление собой
Задание.
Проанализируйте собственную деятельность и выделите моменты управления в ней. Ответьте на вопросы:
- когда я управляю собой, своей деятельностью, в какое время, в какие моменты?
- что я делаю при этом?
- как я это делаю?
- кто я для себя: командир, руководитель, менеджер, Управляющий?
- устраивает ли меня постановка моего управления?
- что именно устраивает и что не устраивает? Почему?
Примечания.
В ответах на вопросы «устраивает- не устраивает» могут быть эмоциональные оценки. Например: «я очень доволен», «я не доволен». Ответ на вопрос «почему» может помочь выявить рациональные основания того, что устраивает или не устраивает.
2. Управление в Вашей организации.
Задание.
Проведите анализ управления в Вашей организации. Даже поверхностное рассмотрение может многое дать:
- когда, в какие моменты можно обнаружить управление со стороны администрации?
- что при этом делает тот, кто управляет?
- как на это реагирует исполнитель (исполнители)?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ
1. Почему возникает необходимость в управлении людьми?
2. Что дает управление группе людей, делающих дело, решающих задачу?
3. Что является результатом управляющего?
4. В чем отличия между командиром, руководителем, менеджером, Управляющим?
5. Какова структура деятельности управления, из каких задач она состоит?
6. Что такое управление и Управление?
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПОДПИСИ К РИСУНКАМ И КОММЕНТАРИИ К НИМ
Рис. 1. Группа есть средство вождя для решения задачи
Динамика рисунка: фигура вождя вспыхивает, идет поток указаний, фигура группы людей активизируется и начинает действовать все слаженнее и слаженнее! Можно добавить, что по мере роста слаженности растет некий объект, например, дом.
Рис. 2. Чем больше людей организованы в группы дела, тем больше дел может быть сделано для народа, но тем больше нужно руководителей
Динамичность рисунка аналогична, только объекты могут быть разные: дом и корабль, например.
Рис. 3. Различия в Управлении и руководстве
Идея рисунка.
Организация изображается в виде, например, системы вращающихся шестерен, несущих что-либо или выбрасывающих что-либо.
У руководителя: в систему шестерен попадает нечто, шестерни ломают зубья и начинают проскальзывать, продукт (то, что они перемещают) не обрабатывается, не движется. Либо движется рывками.
У Управляющего: все, что попадает, ассимилируется, усваивается и шестерни, становятся более обтекаемыми (гипоидная передача, есть такой термин), когда их соприкосновение делается все мягче, продукт обрабатывается все лучше (скажем перемещается быстрее).
ЦИТИРОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: Школа культурной политики, 1996.
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин/ Переложение с китайского.- Дубна: Изд.Свента, 1994.
Nav komentāru:
Ierakstīt komentāru